Библиотека варгеймера

Перейти вниз

Библиотека варгеймера

Сообщение автор Gudleifr в Сб 17 Июн 2017 - 12:03

СОВЕТСКИЕ "ВАРГЕЙМЫ"

Общепринятым считается, что в СССР военных игр не было, и редкие счастливчики могли выменять на свои ватники и балалайки что-то западное, всамделишное.
Отнюдь. Книг по моделированию военных действий было много. Многие из них содержали в себе практически готовые модели, в которые вполне можно было играть. Другое дело, порог вхождения в эти игры был немного выше западного.

Предлагаемый здесь список (когда-то выложенный на моей страничке) сформировался совершенно случайно. Большинство - это книги, которые я купил (или нашел в библиотеке) еще в советские времена, что-то удалось позже скачать из Сети. Что-то до сих пор ищу. А что-то и потерялось по дороге. Поэтому этот пост будет правиться по мере закачки найденных книг.

1. Ф.М.Морз и Дж.Е.Кимбелл Методы исследования операций.- М.: "Советское радио", 1956. DJVU, 7.21Мб

2. А.Л.Лифшиц Кибернетика в ВМФ.- М.: Воениздат, 1964.

3. Математика в бою. Сб.статей.- М.: Воениздат, 1965. DJVU, 2.03Мб

4. Ю.В.Чуев, П.М.Мельников, С.И.Петухов, Г.Ф.Степанов, Я.Б.Шор Основы исследования операций в военной технике.- М.: "Советское радио", 1965. DJVU, 4.84Мб

5. И.Ануреев, А.Татарченко Применение математических методов в военном деле.- М.: Воениздат, 1967.

6. Ю.Г.Мильграм Исследование операций и алгоритмизация боевых действий.- Издание ВВИА им.проф.Н.Е.Жуковского. DJVU, 14.4Мб

7. П.Н.Ткаченко и др. Математические модели боевых действий.- М.: "Советское радио". 1969. DJVU, 2.21Мб
Моя любимая. Игры можно делать из каждой главы. Я даже когда-то выкладывал у себя примеры оттуда по Ланчестеру и стохастическим моделям.

8. В.М.Гаврилов Оптимальные процессы в конфликтных ситуациях.- М.: "Советское радио", 1969. DJVU, 3.07Мб

9. Ю.В.Чуев Исследование операций в военном деле.- М.: Воениздат, 1970. DJVU, 4.45Мб

10. В.В.Дружинин, Д.С.Конторов Идея, алгоритм, решение (Принятие решений и автоматизация).- М.: Воениздат, 1972. DJVU, 6.08Мб

11. В.Ф.Крапивин Теоретико-игровые методы синтеза сложных систем в конфликтных ситуациях.- М.: "Советское радио", 1972. DJVU, 3.46Мб

12. В.А.Скрипкин Математические методы исследования операций в военном деле.- М.: МГУ, 1972.

13. К.В.Тараканов Математика и вооруженная борьба.- М.: Воениздат, 1974. DJVU, 8.62Мб

14. В.В. Подиновский, В.М.Гаврилов Оптимизация по последовательно применяемым критериям,- М.: "Советское радио", 1975. DJVU, 3.35Мб

15. Ю.В.Чуев, Ю.Б.Михайлов Прогнозирование в военном деле.- М.: Воениздат, 1975. DJVU, 8.86Мб
С игры, описанной в примере к главе IV и началась когда-то моя страничка.

16. В.Г.Суздаль Теория игр для флота.- М.: Воениздат, 1976. PDF, 21.7Мб

17. Э.Г.Давыдов Методы и модели теории антагонистических игр.- М.: МГУ, 1978.

18. А.И.Лукин Системы массового обслуживания.- М.: Воениздат, 1980. DJVU, 4.96Мб

19. Танки и танковые войска.- М.: Воениздат, 1980. PDF, 73.7Мб
Книга большая, но самый для нас важный - VII раздел.

20. Е.А.Берзин Оптимальное распределение ресурсов и теория игр / Под ред.Е.В.Золотова.- М.: "Радио и связь", 1983.

21. П.С.Краснощеков Принципы построения моделей.- М.: МГУ, 1983.

22. О.Г.Алексеев, В.Г.Анисимов, Е. Г.Анисимов Марковские модели боя.- Министерство Обороны СССР, 1985. PDF, 15.9Мб

23. В.М.Гаврилов Методы оптимизации сложных технических систем и процессов.- М., 1987.

24. С.В.Терентьев Дискретно-динамическая модель крупномасштабного военного конфликта.- М.: ВЦ АН СССР, 1991.

25. С.В.Терентьев Система имитации крупномасштабного военного конфликта.- М.: ВЦ АН СССР, 1991.

***

Попутно в закромах нашлось:

26. Дж.Д.Вильямс  Совершенный стратег,- М.: "Советское Радио", 1960. DJVU, 1.96Мб

27. В.О.Ашкенази (ред.) Применение теории игр в военном деле,- М.: "Советское Радио", 1961. DJVU, 4.36Мб

28. М.Дрешер Стратегические игры.- М.: "Советское радио", 1964. DJVU, 2.29Мб

29. Л.А.Емельянов, В.А.Абчук, В.П.Лапшин, В.Г.Суздаль Теория поиска в военном деле,- М.: Воениздат, 1964. DJVU, 2.36Мб

30. Р.Айзекс Дифференциальные игры,- М.: "Мир", 1967. DJVU, 5.37Мб

31. Ч.Хитч Руководство обороной.- М.: "Советское радио", 1968. DOC, 86Мб

32. В.А.Лефевр, Г.Л.Смолян Алгебра конфликта, Математика, кибернетика 1968 №03.- М.: "Знание", 1968. DJVU, 3.33Мб

33. Т.Л.Саати Математические модели конфликтных ситуаций.- М.: "Советское радио", 1977. DJVU, 3.09Мб

34. А.Я.Вайнер Тактические расчеты,- М.: Воениздат, 1982. PDF, 10.7Мб

35. В.В.Дружинин, Л.С.Конторов Основы военной системотехники,- М., Войска ПВО, 1983 PDF, 26.4Мб

36. Л.А.Петросян, Г.В.Томский Через игры к творчеству,- Новосибирск, "Наука", 1991. DJVU, 3.94Мб
Точнее сказано в подзаголовке: Интеллектуальные игры преследования.

37. Р.Куэнн Торпедные подводные лодки.- М.: Воениздат, 1970.

*** 11.11.17

И еще немного (и, надеюсь, что общеизвестные работы фон Неймана, Елены Вентцель и Кельтона, вы уже нашли сами), в том числе, уже постсоветских.

38. Показатели эффективности использования вооруженияe.- М.: МАИ, 200?. PDF/RAR, 1.36Мб

39. Егоров А.А. Об оценке достоверности результатов моделирования боевых действий (операции) объединения ВВС.- М.: Военная мысль. №1, 200?. PDF, 0.16Мб
Вообще, в этом журнале можно порыться, но его как-то очень криво выкладывают в Сеть.

40. Оркин Б.Д., Оркин С.Д. Имитационное моделирование боевого функционирования палубных истребителей, зенитных ракетных и артиллерийских комплексов корабельных групп при решении задач ПВО.- М.: МАИ-Принт, 2009. PDF, 60Мб

41. Дж.Кемени, Дж.Снелл Кибернетическое Моделирование,- М.: "Советское радио", 1972. DJVU, 2.29Мб

42. Д.А.Иванов, В.П.Савельев, П.В.Шеманский Основы управления войсками в бою,- М.: Воениздат, 1977. DJVU, 10.9Мб

43. Т.Шеллинг Теория Конфликта,- М.: ИРИСЭН, 2007. PDF, 18.9Мб

44. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия войск,- М.: "Вузовская книга", 2002. PDF, 24.1Мб

45. Сушков Ю.Н. Кибернетика в бою,- М.: Воениздат, 1972. PDF, 10.3Мб

46. О.Г.Алексеев, В.Г.Анисимов, Е.Г.Анисимов - Модели распределения средств поражения в динамике боя,- М. МО 1989. DJVU, 7.6Мб
***

Конечно, это не пособия по разбиению карт, на гексы, и обрезке жетонов... Это литература по моделированию и исследованию операций. Т.е., по моей классификации: не 3-й тип - псевдовоеные псевдоисторические варгеймы, но честный 2-й - офицерские игры.


Последний раз редактировалось: Gudleifr (Ср 13 Июн 2018 - 11:11), всего редактировалось 7 раз(а)
avatar
Gudleifr
Admin

Сообщения : 912
Дата регистрации : 2017-03-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Библиотека варгеймера

Сообщение автор Gudleifr в Сб 4 Ноя 2017 - 18:32

Ну, а более детские - увлекательные?

Во первых, конечно, энциклопедические (годы не привожу. Обе книги выдержали по несколько изданий):

А. Митяев Школа будущих командиров,- М. "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" PDF, 26.3Мб

и А. Митяев Школа будущих адмиралов,- М. "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" PDF, 93.8Мб
***

Единственный минус этих книг с точки зрения игры в солдатики в том, что "солдатики" там кончаются где-то в средние века. Затем начинаются "стрелочки" и прочая "топография". Что поделать? Не любили в СССР эскапистов. Хочешь в солдатики - иди нормы ГТО сдавать и радиодело учить.

Подробнее смотри там - ТЕМА #83

***

Ну, а хочешь в генералы - иди учить математику. Отличным введением в исследование операций для школьников остается книга

В.Абчук Секрет великих полководцев,- Л.: "Детская Литература", 1975. DJVU, 4.57Мб

Определить возраст читателя, на которого она рассчитана достаточно сложно. Что-то - совсем по-детски, что-то - по-сложнее... Конечно, автор часто передергивает и многое притягивает за уши, но только ради наглядности. Кстати, после отмены социализма, автор начал подобным образом поучать "малых бизнесменов".
***

Ну и, конечно, любимая книга солдатистов-коллекционеров (в смысле, солдатистов-спекулянтов):

О.Орлов, Р.Попов Кораблики и солдатики,- Л.: "Детская Литература", 1989. DJVU, 8.19Мб

Эта книга вышла безнадежно поздно - в 1989г. Границы страны уже открыты для западного барахла, кооперативы тиражируют самиздатовскую фантастику и штампуют копии импортных солдатиков, пацаны проводят дни напролет в компьютерных клубах и видеосалонах. Выйди же она лет на десять раньше - она бы перевернула жизнь мальчишек. Современному подростку даже не представить себе тогдашнего 10-летнего пацаненка, который вдруг увидел бы подобное сокровище на книжном прилавке: "Солдатики! Настоящие! Рыцари! Индейцы! Корабли! Как самому сделать! Всамделишные правила для игры!" И рисунки - не взрослый условный реализм, а именно "солдатиковая" графика Р.Попова. Пока пацан донес бы книгу до дома, он бы уже окончательно и бесповоротно стал в своих мечтах великим обладателем оловянных полчищ, хозяином островных фортов, смелым победителем всех соседских и школьных армий. Не книга, а сокровенный источник знаний о великой солдатиковой тайне!

Сейчас эффект уже совсем не тот. Понимаешь, что большую часть рисунков и текста можно выбросить, что правила не такие уж и "всамделишные", а давно всем известные, что автор местами привирает... Судя по рисункам, Р.Попов явно был знаком с книгами Уэллса, но сослаться на них "постеснялся".


Последний раз редактировалось: Gudleifr (Вт 5 Июн 2018 - 8:37), всего редактировалось 4 раз(а)
avatar
Gudleifr
Admin

Сообщения : 912
Дата регистрации : 2017-03-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Библиотека варгеймера

Сообщение автор Gudleifr в Сб 4 Ноя 2017 - 18:50

Да, кстати, неплохие подборки импортных аннотаций (Readings For Research):

The Current State of Human-Level Artificial Intelligence in Computer Simulations and Wargames. PDF, 2.94Мб

A Calculated Strategy: Readings directed towards the creation of a strategic artificial intelligence. PDF, 3.77Мб
avatar
Gudleifr
Admin

Сообщения : 912
Дата регистрации : 2017-03-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Библиотека варгеймера

Сообщение автор Gudleifr в Вс 12 Авг 2018 - 9:00



Попробую ввести какую-никакую классификацию моделей.

#0. ЧАСТНЫЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) МОДЕЛИ
для расчета параметров отдельных видов деятельности: скорости перемещения, пропускной способности информационных каналов, вероятности обнаружения, радиуса поражения и т.п. При помощи них получаются отправные данные.

#1. ДУЭЛЬНЫЕ МОДЕЛИ.
Именно они служат для получения относительной силы разных боевых единиц.

#2. ЛИНЕЙНЫЕ МОДЕЛИ,
в смысле - "стенка на стенку". Тут уже учитывается целераспределение, и, возможно, неоднородный состав сторон. Служат тоже, в основном, для расчета соизмеримости единиц.

#3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ (ЛАНЧЕСТЕР)
Вот тут уже можно говорить о моделировании хода боя.
***
Пусть друг с другом сражаются два отряда по 100 человек, вооруженных винтовками. Так как их боевые характеристики абсолютно идентичны, через некоторое время T отряды полностью друг друга перестреляют. А теперь зададимся вопросом, сколько нужно пулеметчиков, чтобы заменить один из отрядов, если пулемет в 100 раз эффективнее винтовки? Один? Да, он перестреляет 100 человек за время T, однако, по нему ведет огонь отряд, способный перестрелять за это же время 100 человек. Значит, пулеметчик проживет на поле боя только Т/100 и сможет пристрелить за это время только 1 солдата противника. А 10 пулеметчиков? Проживут Т/10 и перестреляют по 10 солдат каждый - итого 100. Получилось! Значит, есть какая-то формула, связывающая квадрат численности и боевую эффективность. Она и называется уравнением Ланчестера [См. выше книжки #5 и #7].

#4. СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дают очень хорошие результаты для некоторых видов боя (ПТО, ПВО). Пример из книжки #18 см. ТЕМА #69, АБЗАЦ #748

#5. СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Они применяются там, где красивых дифуров не получается. Как следствие - необходимость проверки результатов на сходимость, воспроизводимость и т.д.

#6. ТАБЛИЧКИ И НОМОГРАММКИ,
применяемые в играх и на учениях. Это, скорее, не модели, а лишь полученные при помощи пп.3-5 результаты, однако, поскольку именно играми мы и занимаемся, то рассмотрим поподробнее - вот, например, классификация из книги James F Dunnigan THE COMPLETE WARGAMES HANDBOOK:
- РУЧНАЯ МОДЕЛЬ С КАРТОЙ. То, что обычно продают как "коммерческие военные игры". Главная деталь - топографическая карта тщательно подобранного масштаба, разбитая на клетки (гексы). Все боевые единицы тоже тщательно приведены к одному масштабу. Правила - кусок исторического фона, плюс алгоритм игры.
- РУЧНАЯ МОДЕЛЬ БЕЗ КАРТЫ. Тот же самое, но - без карты. Перемещения единиц приходится рассчитывать "в уме" - по "пачке "Беломора"".
- ТАБЛИЧНАЯ МОДЕЛЬ БОЯ. Только модель собственно схватки, переложенная на язык электронных таблиц. Красивые диаграммки и статистический анализ. Скорее всего, речь идет о модели Ланчестера.
- МАТРИЦА ИГРЫ. Те же таблица, но построенная по правилам теорий игр и исследования операций.
- ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ. Компьютерные модели в виде баз данных [знаний], созданных на основании обобщения боевого и не боевого опыта. Долго вводишь данные, а в конце получаешь что-то из "Книги перемен".
- КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ С КАРТОЙ. Все - как в аналогичной ручной модели, только расчеты спрятаны.
- КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ БЕЗ КАРТЫ. Подразумевается что-то очень замысловатое, но не понятно, чем оно отличается от перечисленных выше моделей без карты.
Классификация, как видите, вызывает больше вопросов, чем что-то проясняет, но лишь потому, что я выкинул из нее самые главные строки - со сравнением затрат человеко-часов-долларов и ожидаемой прибыли от продажи игры. Тех, кто ринется искать эту книгу в Сети (а она много где лежит, правда, плохо отсканированная), предупреждаю - 90% ее посвящено не играм, а анализу рынка.

#7. ТЕОРИЯ ИГР.
Возможно и другое использование полученных в моделях пп.3-5 данных - в виде вероятностных таблиц, исследуемых в теории игр.
avatar
Gudleifr
Admin

Сообщения : 912
Дата регистрации : 2017-03-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Библиотека варгеймера

Сообщение автор Gudleifr в Вс 12 Авг 2018 - 9:13

О ПОЛЬЗЕ МАТЕМАТИКИ

ПРИМЕР 1
В период 1941-1942гг. в применении немецко-фашистских подводных лодок против конвоев, проводимых через Атлантический океан, стала преобладать тактика "волчьей стаи", т.е. групповая атака. Проанализировав данные и результаты около 40 проводок конвоев, исследователи пришли к следующим выводам.
Существенными переменными величинами являются:
m - число транспортных судов в конвое;
c - число кораблей в эскорте;
n - число атакующих подводных лодок.
В качестве критерия эффективности проводок конвоев было выбрано отношение l/k (l - число потопленных подводных лодок противника за одну атаку и k - число потопленных при этом транспортных судов). Очевидно, задача состояла в том, чтобы отношение l/k было как можно большим.
Анализ собранной статистики показал, что:
- число потопленных транспортных судов не зависит от общего числа транспортов, поэтому процент потерь будет тем ниже, чем больше транспортов в конвое;
- число потопленных транспортных судов прямо пропорционально числу атакующих подводных лодок и обратно пропорционально числу эскортирующих кораблей;
- число потопленных подводных лодок прямо пропорционально числу эскортирующих кораблей.

Примерные формулы выглядели так:
l=nc/100;
k=5n/c.

Итого:
l/k=(nc/100)*(c/5n)=c2/500

Значит, критерий эффективности зависит от квадрата числа кораблей экскорта и не зависит от числа транспортов и подводных лодок.
Тогда командованию были представлены следующие рекомендации:

- для повышения эффективности проводок конвоев целесообразно значительно увеличить число транспортных судов в каждом конвое (поскольку это позволит уменьшить процент потерь и перевезти больше грузов);
- незначительно увеличить численность эскорта (поскольку в критерий эффективности число кораблей эскорта входит в квадрате, т.е. увеличение эскорта влияет на эффективность операции вдвойне - за счет уменьшения числа потопленных транспортов и за счет увеличения числа потопленных подводных лодок противника).

Вроде бы, все очевидно, но американские эксперты всерьез полагают, что именно благодаря этим рекомендациям, немцам стало невыгодно атаковать конвои и "Битва за Атлантику" была выиграна.
***

ПРИМЕР 2
Исследователи собрали и обработали данные о результатах 477 атак, проведенных японскими камикадзе против кораблей американского флота и получили следующую картину.

По крупным судам
По малым судам
Всего атак
129
348
Попаданий
57
115
Процент попаданий
44
33
В т.ч. при маневре судовВсего атак
36
144
Процент попаданий
22
36
Без маневра судовВсего атак
61
124
Процент попаданий
49
26
Эффективность зенитной артиллерии при маневреВсего атак
36
144
Процент сбитых самолетов
77
49
Эффективность зенитной артиллерии без маневраВсего атак
61
124
Процент сбитых самолетов
74
66

Из таблицы были сделаны следующие выводы:

- крупным кораблям во избежание столкновения с самолетом целесообразно резко маневрировать, поскольку эффективность огня их зенитной артиллерии при маневре не падает (74 и 77%), а вероятность попадания самолета в корабль сильно уменьшается (49 и 22%);
- мелкие корабли должны воздерживаться от резких маневров, ибо при резком маневре падает эффективность огня их зенитной артиллерии (66 и 49%), что ведет к увеличению процента попаданий (26 и 36%) самолета в корабль.

Дополнительное изучение статистических данных по направлениям и способам атак летчиков-смертников показало, что при атаке с борта из крутого пикирования достигался самый низкий процент попаданий (20%), зато при атаке с борта из пологого пикирования достигался наивысший процент попаданий (57%).
Отсюда был сделан еще один вывод: все корабли должны подставлять борт круто пикирующему самолету и отворачивать борт от полого пикирующих самолетов.
Эти же рекомендации также применялись при определении тактики кораблей, атакуемых самолетами-снарядами и крылатыми ракетами.
***

ПРИМЕР 3
Во время сражения за Новую Гвинею командованию американской армии стало известно, что японцы намерены выслать большой конвой с войсками и провиантом из порта Рабаул па восточном побережье острова Новая Британия в порт Лаэ, находящийся на Новой Гвинее:



Этот конвой мог пройти либо к северу от Новой Британии, где почти наверное следовало ожидать плохую видимость, либо к югу, где ожидалась ясная погода. Как в первом, так и во втором случае поход продлился бы три дня. Генерал Кенней, командовавший американскими силами, мог сосредоточить основные силы своей разведывательной авиации либо па первом, либо на втором пути. После обнаружения конвоя его можно было бомбить до прибытия в Лаэ.
Штаб генерала Кеннея определил в днях, остающихся для бомбардировки, различные исходы решений на разведку. Если их изобразить на платежной матрице, то легко видеть, что оптимальной стратегией для генерала Кеннея будет стратегия, отвечающая северному пути:

Стратегии генерала КеннеяСтратегии японцев
Северный путьЮжный путь
Северный путь22
Южный путь13

Действительно, в любом случае у него остается на бомбардировку два дня, тогда как в случае выбора второй стратегии (южный путь) имеется реальная опасность получить для бомбардировки всего один день.
Эта стратегия и была избрана. Конвой японцев был обнаружен через день после его выхода в море на северном пути. В течение двух дней он подвергался налетам бомбардировщиков и понес тяжелые потери. Интересно отметить, что для японцев обстановка сложилась крайне неудачно, так как и первый, и второй путь не обещали им ничего хорошего. Правда, выбор северного пути, что они и сделали, давал, в случае ошибки американцев, надежду на бомбардировку в продолжение всего одного дня.
avatar
Gudleifr
Admin

Сообщения : 912
Дата регистрации : 2017-03-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Библиотека варгеймера

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения