KRIEGSSPIELE!
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Самодельные ИА

Перейти вниз

Самодельные ИА Empty Самодельные ИА

Сообщение автор Gudleifr Вс Апр 19, 2020 3:54 pm

СТАРШИНА-СЕРЖАНТ 09/66
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МИНИАТЮР-ТАНКОДРОМ
ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК К.ЗИМИН, КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

При обучении механиков-водителей на танковых тренажерах обычно используется миниатюр-танкодром в виде ящика с песком, на котором руководитель создает те или иные условия движения танка. Обучаемый должен оценить обстановку, правильно выполнить нужный маневр на тренажере, т.е. практически решить задачу-летучку.

Недостаток такого метода - в несовершенстве способа изменения дорожных условий и отсутствии системы автоматического контроля за правильностью действий обучаемых. Это усложняет работу руководителя, снижает эффективность обучения.

В настоящее время в войска поступают тренажеры с обучающими приставками [Подробное описание тренажера с обучающей приставкой см. в #9, 1965г.], что создает все условия для программированной отработки данного элемента тренажной подготовки. С этой целью в Академии бронетанковых войск разработан и прошел испытания программированный миниатюр-танкодром, автоматически изменяющий дорожную обстановку по определенной программе. Совместно с обучающей приставной ОПТ-1 он обеспечивает автоматический контроль за правильностью и своевременностью действий обучаемого в соответствии с конкретными дорожными условиями.

Программированный миниатюр-танкодром представляет собой настенный плоский макет учебной трассы с препятствиями (см. рис.). по которой движется макет танка. На своем пути он преодолевает эстакаду, затем идет по ровному участку {здесь механик-водитель должен включить высшую передачу); далее по трассе водитель "преодолевает" эскарп, крутой спуск, уступ на спуске (контрэскарп), противотанковый ров, крутой подъем (с остановкой и троганием на подъеме) и, наконец, останавливает машину на исходной линии с "глушением" двигателя.

Самодельные ИА 66092410
Рис. Д.Добровольского

Макет танка приводится в движение бесконечной цепной передачей через стержень, закрепленный жестко на одном из звеньев цепи. Он может свободно перемещаться по стержню, что обеспечивает естественное положение танка при преодолении вертикальных препятствий.

Поскольку маршрутное кольцо располагается в вертикальной плоскости и имеет трапециевидное очертание, миниатюр-танкодром снабжен двумя оппозитными макетами танков. Один из них движется по верхней ветви трассы, а второй - по нижней. На оконечных звездочках цепного обвода макеты танков сменяются. Участии, где происходит переворачивание танков, а также, где движется оппозитный макет, скрыты от наблюдателя экраном с пейзажем танкодрома.

Перемотка цепного обвода осуществляется от электрического привода - танкового мотора-вентилятора и понижающего редуктора. Скорость вращения якоря мотора ступенчато изменяется. Это достигается введением в цепь питания добавочных сопротивлений таким образом, чтобы имитировать движение танка на соответствующих передачах. При изготовлении и наладке миниатюр-танкодрома соблюдено масштабное уменьшение не только линейных размеров препятствий, макета танка, но и скорости его движения. Благодаря этому время нахождения макета танка на участке препятствия одинаково с реальным.

Вдоль цепного обвода на прутке располагаются концевые выключатели. Они срабатывают от приводного стержня. Выключатели используются в качестве датчиков положения танка для программированного изменения скорости движения макета и управления системой автоматического контроля за действиями обучаемого на тренажере.

Датчики положения и цели управления тяговым электродвигателем миниатюр-танкодрома через пульт инструктора связаны с несколькими танковыми тренажерами. Тренажеры расположены так, чтобы обучаемые хорошо видели всю трассу.

Предлагаемый тренажерный класс обладает большими методическими возможностями, Он обеспечивает работу в режиме группового и индивидуального обучения и контроля.

При работе в режиме группового обучения и контроля (ГК) инструктор со своего пульта по световому табло подает команды "Заводи", "Вперед" и включает электропривод миниатюр-танкодрома. Макет танка начинает движение в соответствии с программой. Через датчики положения включается электрическая цепь питания всех тренажеров с обучающими приставками. Делается это в моменты, когда необходимы те или иные действия на тренажере.

В обучающих приставках тренажеров набрана программа, соответствующая программе миниатюр-танкодрома. Поэтому если обучаемый правильно оценивает дорожную ситуацию и своевременно выполняет маневр, то программный барабан на приставке ОПТ-1 продвигается на нужное количество кадров. Если же обучаемый начинает действия рычагами управления тренажера раньше, чем этого требует обстановка, т.е. когда еще не подано напряжение на тренажеры, то программный барабан приставки не продвинется ни на один кадр. При запаздывании с окончанием маневра программный барабан приставки остановится на том кадре, на котором ои находился в момент выключения питания тренажеров. Точно также не будет продвижения программного барабана приставки, если обучаемые хотя и своевременно, но неверно действуют приводами управления.

Таким образом, инструктор и каждый из обучаемых могут установить, какие конкретно ошибки были допущены, а также сделать наглядный и правильный их разбор.

В начале обучения можно облегчить условия выполнения упражнения. С этой целью снижается скорость перемещения макета танка, обучающая приставка тренажера переводится в режим "обучения", что позволяет видеть кадр с текстом очередной операции. И, наконец, включается автомат цветового табло "Выполняй упражнение", загорающегося в тот момент, когда макет танка находится на участие трассы, где необходимо выполнить очередной маневр.

Следовательно, обучаемому автоматически подсказывается момент начала очередного маневра, порядок его выполнения при одновременном увеличении времени.

Если в групповом режиме макет танка движется по определенной программе и автоматически ограничивает подачу напряжения на тренажеры только контрольными участками, то в режиме индивидуального обучения и контроля (ИК), наоборот, приставка тренажера управляет питанием электрического привода макета танка. Перевод в режим индивидуального обучения и контроля осуществляется с пульта управления. При этом приставка одного из тренажеров подключается к приставке пульта инструктора так, чтобы их программные барабаны перемещались синхронно.

Если обучаемый на тренажере правильно выполняет требуемые действия (например, операции по пуску двигателя и троганию танка), то кадры перемещаются в программном барабане приставок тренажера и пульта инструктора. С окончанием последнего элемента трогания (плавное отпускание педали главного фрикциона с одновременным увеличением подачи топлива) ротор шагового искателя приставки на пульте замкнет цепь питания электропривода и макет начнет движение. Если последующие действия, например переход со II передачи на III, обучаемый выполняет неправильно, то ротор шагового искателя приставки н концу контрольного участка не будет находиться против соответствующей ламели, и цепь питания электропривода разомкнется, макет танка остановится. Он будет стоять до тех пор, пока обучаемый не выполнит запрограммированные действия.

Таким образом, остановка макета на трассе свидетельствует об ошибке, допущенной обучаемым, а положение программного барабана приставки позволяет обучаемому и инструктору определить ее характер.

Одно из преимуществ программирован, кого миниатюр-танкодрома - простота и надежность конструкции, доступность для изготовления его силами части с использованием серийных танковых тренажеров с приставками ОПТ-1. Поэтому для тех, кто пожелает оборудовать подобный тренажерный класс, кратко остановимся на его устройстве.

Общая конструкция миниатюр-танкодрома достаточно ясна из рисунка.

Оси велосипедных звездочек заделываются в стену класса. На звездочки надевается обычная велосипедная цепь. К стене же крепятся уголки, образующие беговую дорожку для макета танка. Макеты препятствий съемные. Это позволяет располагать их в любой последовательности.

Для электрического привода используется любой червячный редуктор с возможно большим передаточным числом (i=50-70) и ременная передача на ведущую звездочку. На рисунке приведена принципиальная электрическая схема миниатюр-танкодрома с пультом управления и тренажерами.

Датчики положения I, II и III управляют работой реле P1. P2, Р3, контакты которых (1Р1, 1Р2, 1Р3) включают в цепь питания электропривода (М) сопротивления R1, R2, R3, имитируя таким образом движение танка соответственно на I, II или III передаче. Датчик положения IV управляет реле Р, контакты которого (1Р) замыкают цепь питания тренажеров (ШИ #1 и ШИ #2) на период нахождения макета танка на участках трассы, где необходимы действия приводами управления. Так на участке 1 осуществляется трогание танка на II передаче, на участке 2 - переход на III передачу, на участке 3 - переход на II передачу и т.д.

Работа схемы миниатюр-танкодрома В режиме группового контроля (ГК) сводится к следующему. В исходном положении (участок 1) датчик положения IV замыкает цепь реле Р и через контакты 1Р подается напряжение на все тренажеры. Обучаемые выполняют необходимые операции для трогания танка на II передаче. После этого руководитель занятий включает тумблер Т, которым подается напряжение на датчики положения I, II, III. Однако срабатывает только реле Р2, так как на участке 1 замкнут лишь датчик II. Контакты 1Р2 включают в цепь питания электропривода сопротивление R2, и танк начинает движение со скоростью, соответствующей II передаче.

При выходе танка на участок трассы 2 срабатывает реле Р3 и включается сопротивление R3, повышая скорость движения макета до уровня III передачи. Одновременно замыкается датчик положения IV, и реле Р контактами 1Р подает напряжение на тренажеры в период нахождения танка на участке 2. На остальных участках работа схемы в этом режиме аналогична.

Для работы миниатюр-танкодрома в режиме индивидуального контроля переключателем П2 к пульту подключается один из тренажеров, а переключателем П1 к датчикам положения подключается программа, набранная на обучающей приставке пульта ШИ-П. При выполнении обучаемым на тренажере последней операции по троганию танка щетки роторов шаговых искателей станут в положение, при котором по перепаям, сделанным на ламелях в соответствии с программой, напряжение подается на датчик положения П, и макет начнет движение на II передаче. Если обучаемый произведет положенные действия приводами управления по переходу но III передачу в границах участка 2, то щетками ротора ШИ-П будет включено реле Р3, и макет продолжит движение на III передаче. В случае, если ротор ШИ-П в границах участка 2 не займет необходимого положения из-за неправильных или несвоевременных действии обучаемого, то при выходе за границу участка 2 цепь питания электропривода разомкнется и макет танка остановится.

Первые результаты практической эксплуатации тренажерного класса с программированным миниатюр-танкодромом показали, что занятия стали значительно насыщеннее, интереснее, а, следовательно, и более эффективными.


Последний раз редактировалось: Gudleifr (Пт Апр 12, 2024 1:50 am), всего редактировалось 4 раз(а)
Gudleifr
Gudleifr
Admin

Сообщения : 3245
Дата регистрации : 2017-03-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Самодельные ИА Empty Re: Самодельные ИА

Сообщение автор Gudleifr Ср Июн 17, 2020 9:13 pm

ЮТ 1/72

ЧЕЛОВЕК ПОДОШЕЛ К АВТОМАТУ, ОПУСТИЛ ЖЕТОН И ВЗЯЛСЯ ЗА БАРАНКУ. ПЕРЕД НИМ ВОЗНИКЛА ДОРОГА С БЕГУЩИМИ АВТОМОБИЛЯМИ. ГДЕ-ТО СРЕДИ НИХ ЛАВИРУЕТ И ЕГО МАЛЕНЬКАЯ МАШИНА, ПОСЛУШНО ПОДЧИНЯЯСЬ РУЛЮ И ПЕДАЛИ ГАЗА.
ИНТЕРЕСНО? КОНЕЧНО. ХОТИТЕ ПОСТРОИТЬ В СВОЕМ КРУЖКЕ ТРЕНАЖЕР, ОЧЕНЬ ПОХОЖИЙ НА ТОТ, ЧТО ДЕМОНСТРИРОВАЛСЯ НА ВЫСТАВКЕ "АТТРАКЦИОН-71"? ХОТЬ И УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ, НО САМОЕ ГЛАВНОЕ В НЕМ БУДЕТ: ДОРОГА, МАШИНА, БАРАНКА, ПЕДАЛЬ ГАЗА.
ИТАК, МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ

ТРЕНАЖЕР ШОФЕРА

На движущемся полотне дороги стоит модель гоночного автомобиля. В руках водителя настоящий руль, под ногой - педаль газа. Рулем можно менять положение модели на дороге, педалью - задавать любую скорость. Тренажер не только имитирует сложную трассу гонок, но и выставляет от метку за умение управлять.

Самодельные ИА 72016610

МАШИНА
Рама 1 - кусок трехмиллиметровой фанеры, выпиленной по чертежу. К раме мелкими шурупами крепится скоба 2 задней осн и кронштейн 3 передней подвески. Обе эти детали изготовляются из стали толщиной 0.5мм. Кронштейн имеет лапки, охватывающие раму. Из такой же стали вырезаются и изгибаются цапфы (4 - левая, 5 - правая) передних колес. Левая цапфа отличается от правой дополнительным рычагом, на конце которого закрепляется трос привода колес. К цапфам припаиваются оси 6 передних колес, сделанные из трехмиллиметровой проволоки. Из такой же проволоки делается задняя ось 7. Колеса вытачиваются из двух частей. Внутренняя 8 - латунная или дюралевая,- наружная 9 - резиновая. Между собой они склеиваются клеем #88. На осях колеса закрепляются шайбами и шплинтами.

Самодельные ИА 72016710

Для управления колесами используется трос газа от мотоцикла любой марки. Его наконечник закрепляется на рычаге левой цапфы, а оболочка прочно прижимается к раме двумя скобочками. При закреплении наконечника надо добиться минимального люфта, но и не зажать трос намертво.

Б прорези передней части рамы снизу вставляются два контакта 10 н 11, вырезанные из латуни толщиной 0.1-0.15мм. Лепестки контактов сверху загибаются и к ним припаиваются 2 провода. В нормальном положении контакты разомкнуты. Изготовить их надо тщательно, так как отметка за мастерство вождения будет выставляться с их помощью.

Чтобы слишком рьяный водитель не повернул машину поперек дороги, сзади привинчивается ограничитель поворота 12. Его надо изогнуть из трехмиллиметровой проволоки, середину расклепать и привинтить к раме четырьмя шурупчиками.

Поперечная тяга 13 передних колес делается из проволоки диам.3мм.

Кузов 14 вырезается из консервной жести или картона, изгибается н прибивается к раме мелкими гвоздями. Окраска - по вкусу. Внутри кузова надо укрепить свинцовый груз весом 100-150г.

Привод поперечного перемещения представляет собой каретку 15 (сталь 2мм толщиной), к которой на стальных осях 16 привинчены дюралевые ролики 17. Вдоль штанги 18 (стальной прут диам.10мм н длиной 600мм) каретку перемещает тросик (леска толщиной 2мм или капроновый шнур), прикрепленный к лепесткам каретки через пружины 19. Машина соединяется с кареткой пальцем 20, вставленным в отверстие под задней осью. На палец надеваются шайба и шплинт, в каретке палец раскернивается. Через отверстие диам.20мм в каретке пропускаются трос и два провода, идущие от машины. К стенкам тренажера шурупами привинчиваются угольники 21, а на них закрепляются такие же ролики, как на каретке. Через ролики перекидывается трос, идущий к рулю.

Самодельные ИА 72016810

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Оно обязано обеспечить не только поворот колес, но и поперечное перемещение машины. Ось 22 отрезается от трубы 15*2. На нее надевается шкив 23, выточенный из дюраля. Закрепляется шкив шплинтом, к головке которого нужно привязать трос. Поворотом колес управляет дюралевая фрикционная шайба 24 с приклеенным клеем #88 фетровым диском и поводком 25. Поводок вырезается из стали толщиной 1мм и приклепывается к шайбе 24. Захват поводка для наконечника троса аналогичен захвату левой цапфы машины. Фрикционная шайба прижимается к упорной шайбе 26 пружиной 27, навитой из трехмиллиметровой проволоки. Ось руля покоится в скобе 28 (сталь толщиной 3мм) и фиксируется шплинтами и шайбами. Баранка 29 изгибается из той же трубы 15*2 и приваривается к оси через пластинку 30.

Самодельные ИА 72016910

Последнее, что нужно сделать,- это задать пределы поворота колес. Для этого служит пластина-ограничитель 31, привинченная к доске, на которой крепится рулевое управление. Как ее установить, показано на видах А и Б рулевого управления. Там же изображены скобы 32, закрепляющие оболочку троса поворота колес, и даны разрезы хвостовика вала. Прорези в хвостовике, через которые продевается шплинт шкива 23, обеспечивают запаздывание поперечного перемещения по отношению к повороту колес. Шкив в собранном виде должен поворачиваться на хвостовике вала очень свободно.

ПОЛОТНО ДОРОГИ И КОРПУС ТРЕНАЖЕРА
Бесконечная лента дороги вращается на двух барабанах 33 из труб 35*2. Внутри барабанов - подшипники #102, насаженные на вал 34, изготовленный из прутка толщиной 15мм. Валы закрепляются в стенках тренажера шайбами и шплинтами. Приводной вал имеет шкив 35, привинченный тремя винтами М4 с потайной головкой к втулке 36, которая крепится в барабане одним винтом М4. Шкив можно выточить из фанеры, оргстекла или металла, втулку - из металла. На виде Г показано натяжное приспособление приводного вала. Мы надеемся, что его изготовление не представляет трудностей, поэтому размеров не даем. Чтобы полотно не проскальзывало на ведущем барабане, его поверхность нужно густо обмазать клеем #88 и дать ему хорошо просохнуть.

Приводом полотна служит электродвигатель от швейной машины с регулятором скорости. Так как число оборотов двигателя достигает 6тыс. в мин., требуются промежуточные шкивы. Большой шкив аналогичен шкиву барабана, малый 37 вытачивается из бронзы или латуни. Шкивы стягиваются винтами М4 и на оси 38 устанавливаются на опоре 39.

Опора промежуточных шкивов и двигатель крепятся в корпусе тренажера на наклонной доске так, чтобы перемещением опоры можно было регулировать натяжение обоих ремней. Ремни - от швейной машины. Длина их должна быть такой, чтобы расстояния между осями шкивов не были меньше 350мм.

Полотно дороги выкраивается из брезента. Края подшиваются, а затем стык полотна склеивается клеем #88 и прошивается в месте склейки. Две трассы наносятся разными красками. Извилистая - для ветеранов, более ровная - для новичков. Трассы можно перерисовать с нашего чертежа по клеточкам или нанести самим, памятуя, что минимальный радиус поворота равен 180мм, а максимальный угол отклонения от продольной оси - 30o. Ширина трассы - 100мм. Через каждые 100мм на трассе сапожными гвоздиками прибиты деревянные препятствия. Контакты на днище автомобиля при переезде через препятствия будут замыкаться, и электронная схема точно подсчитает количество импульсов. Всего на каждой трассе 16 препятствий.

Самодельные ИА 72017010

Если принять за всю дистанцию 6 кругов, то максимальное количество очков будет равно 96. Табличка оценок при этом выглядит примерно так:

от 90 до 96 - 5;
от 80 до 89 - 4;
от 70 до 79 - 3;
менее 70 - 2.

Тренажер-аттракцион монтируется в корпусе, основа которого - 2 боковины. Их главные размеры даны на чертеже. Материал боковин - древесностружечные плиты или толстая фанера. Соединяются боковины шестью поперечными планками. Еще две планки съемные, полукруглые сверху. Их нужно установить точно под колесами машины так, чтобы полотно не прогибалось. Основные элементы жесткости корпуса - наклонная доска с электродвигателем и днище, на выступе которого устанавливается педаль управления скоростью.

Самодельные ИА 72017110

Полотно дороги сверху лучше накрыть оргстеклом, а остальные поверхности корпуса обшить трехмиллиметровой фанерой или листами металла. Руль устанавливается на доске толщиной 20мм и шириной 100мм. Он должен быть несколько смещен влево. Рядом с рулем на панели можно расположить спидометр и включатели электродвигателя и электронной схемы. Спидометр - это вольтметр на 220В, включенный в цепь питания двигателя. Вместо шкалы в вольтах надо наклеить шкалу в км/час, приняв, что 220В - 100км/час, а 100В - 50км/час. Надстройка над ведущим барабаном используется для установки электронных счетчиков - один отсчитывает круги, другой - препятствия. Блоки схемы располагаются на наклонной доске. Для доступа к ним и приводу задняя стенка и окна в боковинах должны легко сниматься.

Мы надеемся, что для тех, кто не испугается основных сложностей тренажера, корпус не проблема, поэтому детального описания не даем.

За постройку тренажера лучше браться коллективно. Изготавливать детали надо тщательно - затраченное время будет вознаграждено надежной работой.

Описание электронных схем тренажера будет дано в следующем номере.

Н.ЧИРИКОВ

ЮТ 2/72

ЭЛЕКТРОННАЯ ДОРОГА

В прошлом номере "Юного техника" было напечатано описание тренажера шофера. Сегодня мы рассказываем, как собрать схему электронного табло для отсчета кругов и препятствий. Табло это, как мы уже говорили в предыдущем материале, входит в конструкцию тренажера и служит для оценки качества вождения автомобиля.

Самодельные ИА 72027810

На движущемся полотне дороги закреплены брусочки-препятствия, над которыми должен проезжать правильно управляемый автомобиль. При каждом удачном маневре водителя брусок замыкает релейные контакты Р1/0, установленные под машиной. Импульс тока проходит через обмотку электромагнита шагового искателя ШИ1, и его щетка перемещается с одного контакта на соседний.

Шаговый искатель имеет несколько контактных полей. Выводы первого поля П1/1 соединены с цифровой индикаторной лампой Л2, показывающей число наездов от 0 до 9. Через второе контактное поле в цепь питания включается искатель ШИ2. Он срабатывает, когда щетка П2/1 замыкает контакт 10. Выводы переключателя П1/2 искателя ШИ2 соединены с цифровой лампой Л1, которая отсчитывает десятки. У третьего поля П3/1 шагового искателя ШИ1 используются только два последних контакта. Они подключают пульс-реле, возвращающее искатель ШИ1 в нулевое положение.

Положительный вывод низковольтного выпрямителя через щетку П3/1, контакты Р3/2 реле Р2 и обмотку реле Р1 соединяется с катушкой шагового искателя ШИ1. Однако электромагнит не срабатывает, так как величина тока ограничивается высокоомной обмоткой реле Р1. А чувствительное реле P1 реагирует на импульс тока и своими контактами Р1/1 замыкает цепь реле Р2. В свою очередь, контакты Р1/2 подключают плюсовой вывод выпрямителя к обмотке искателя ШИ1. Его щетки переходят в новое положение.

При размыкании нормально замкнутых контактов Р2/2 и Р3/2 (когда срабатывает реле Р2) последовательно с обмотками реле P1 и Р2 включаются резисторы R1 и R2. Реле Р2 через резистор R2 удерживает свой якорь, а реле P1 шунтируется через контакты Р1/2 и размыкает цепь питания реле Р2. Обесточенное реле Р2 отпускает контакты Р1/2, и электромагнит искателя ШИ1 отключается. Схема пульс-реле приходит в исходное положение. Но, так как щетка П3/1 движется по контактам 10 и 11, соединенным параллельно, обмотка реле Р1, оставаясь подключенной к положительному выводу выпрямителя, срабатывает вторично, и процесс подачи очередного импульса повторяется. Пульс-реле будет действовать до тех пор, пока щетка П1/3 не придет в нулевое положение.

Третий шаговый искатель ШИ3 включен в схему счетчика кругов. Специальный брусочек, находящийся ка движущемся полотне дороги у самого края, замыкает релейные контакты Р2/0, укрепленные на торцевой стороне тренажера. Переключатель П3 и лампа Л3 показывают число пройденных кругов.

Обмотки силового трансформатора намотайте на сердечник из пластин Ш-20 при толщине набора 30мм. Первичная обмотка должна иметь 1270 витков (обмотка 1A) + 930 витков (обмотка 1Б) провода ПЭЛ 0.2, а вторичная обмотка состоит из 630 витков провода ПЭЛ 0.4.

Полупроводниковые диоды Д1 и Д2 - типа Д7Ж или Д226.

Реле Р1 - любого типа с током срабатывания 35-40мА и сопротивлением обмотки 1500 Ом. Реле Р2 имеет ток срабатывания 20мА и сопротивление обмотки не более 400 Ом.

Шаговые искатели - типа ШИ-11. Они должны работать от напряжения 60В при токе потребления не более 100мА.

Газовые цифровые индикаторы Л1, Л2 и Л3 - типа ИН-1 или ИН-2.

Систему отсчета можно выполнить и на обычных лампах, снабженных цифровыми обозначениями. В этом случае высоковольтный выпрямитель не нужен, а для питания ламп намотайте на силовой трансформатор дополнительную третью обмотку, состоящую из 63 витков провода ПЭЛ 0.4 (для ламп напряжением 6.3в).

Если схема собрана правильно и все детали исправны, настройка сводится лишь к подбору величин резисторов Ri и R2.


Последний раз редактировалось: Gudleifr (Пт Апр 12, 2024 1:56 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Gudleifr
Gudleifr
Admin

Сообщения : 3245
Дата регистрации : 2017-03-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Самодельные ИА Empty Re: Самодельные ИА

Сообщение автор Gudleifr Пт Июн 19, 2020 8:44 am

ЮТ 11/73
БЫТЬ ЛИ ВАМ ВРАТАРЕМ?

"Ну совершенно никакой реакции на мяч!" - досадовали болельщики, когда новичок-вратарь, только сегодня появившийся в их любимой команде, не сумел защитить свои ворота.

Чаще всего в таких случаях болельщики ошибаются: просто у новичка нет опыта турнирных встреч, уверенности в себе, он растерялся перед многотысячной аудиторией, заполнившей стадион. Две-три игры - глядишь, и выправился.

Но иногда поклонники команды бывают правы: у человека действительно замедленные рефлексы, и хорошим вратарем он никогда не будет. Как, впрочем, и хорошим шофером, оператором на некоторых производствах - ведь в профессиях такого рода очень важна быстрота реакции на изменения окружающей обстановки.

На некоторых предприятиях поступающие проходят проверку профессиональной пригодности, которая включает и рефлексометрию. Приборы там сложные и дорогие. А в Туле, в лаборатории радиоэлектроники Дворца культуры комбайнового завода, разработан рефлексометр, доступный любому радиокружку. Авторы прибора - Евгений Кузнецов, Нина Назарова, Анатолий Демин и Андрей Евсеев, ученики 22-й тульской школы. В октябре прошлого года рефлексометр побывал в Ленинграде, на Всесоюзной выставке "Электроника и спорт-72", и вернулся оттуда с дипломом.

Электронный рефлексометр "РЛ-6" состоит из пульта управления, на котором находится выключатель В1, гнезда для предохранителя Пр, кнопка Кн1 "Пуск-стоп", и индикаторной панели, где расположены отвлекающие сигнальные лампочки Л3-Л8, лампочка для подачи основного сигнала Л9, вспомогательные световые индикаторы Л1 ("Начните эксперимент") и Л2 ("Фальстарт"), а также электронный секундомер, собранный на двигателе СД-60. На шасси рефлексометра смонтированы электромагнитное реле Р1, реле времени Р2 и генератор случайных сигналов, выполненный на реле РЗ-Р8.

Самодельные ИА 73116410

При включении тумблера В1 начинают работать генератор случайных сигналов и реле времени, а на индикаторной панели появляется световой сигнал "Начните эксперимент". Испытуемый нажимает кнопку Кн1, срабатывает реле Р1, его контакты Р1/2 подключают лампы-помехи Л3-Л8, принадлежащие генератору случайных сигналов. Контакты P1/1 размыкаются, лампочка Л1 гаснет, а контакты Р1/3 замыкаются.

Самодельные ИА 73116510
Блок-схема

Через несколько секунд срабатывает реле времени Р2, и цепь основного сигнала Л9 через контакты P2/1 и Р1/3 оказывается подключенной к сети переменного тока. Сразу же начинается отсчет времени электронным секундомером ЭС1 (он подключается контактами реле Р2/3).

Как только загорелся основной сигнал, испытуемый должен отпустить кнопку Кн1. Движение секундомера прекращается, так как размыкается нижняя контактная группа кнопки Кн1. Стрелка точно зафиксирует время реакции на сигнал. При преждевременном разрыве цепи, если испытуемый отпустит кнопку до сигнала, загорается лампочка Л2 - "Фальстарт".

Реле времени включается в схему рефлексометра с помощью делителя напряжения на резисторах R1 и R2. Ток, выпрямленный полупроводниковым диодом Д1, через резистор R3 начинает заряжать конденсатор С1. Как только напряжение на этом конденсаторе достигнет величины потенциала зажигания тиратрона с холодным катодом Л1, он зажигается, и срабатывает реле Р2. Конденсатор С1 начинает медленно разряжаться через резистор R4, диод Д2, ионизированный участок сетка-катод тиратрона и обмотку реле Р2. Когда напряжение на конденсаторе упадет до величины, равной напряжению погасания лампы Л1, реле Р2 возвращается в исходное положение. Время выдержки реле устанавливается переменным резистором R3.

Самодельные ИА 73116610
Реле времени

Генератор случайных сигналов позволяет не периодически, а беспорядочно зажигать отвлекающие  световые индикаторные лампы ЛЗ-Л8. Частоты независимых релаксационных генераторов практически никогда не могут быть одинаковыми, следовательно, время горения каждого из тиратронов Л1-Л6 будет постоянно изменяться. В любой момент может зажечься только один тиратрон, который тотчас гаснет, как только зажигается другой. Такую последовательность включения тиратронов повторяют через контакты Р3/1-Р8/1 исполнительных реле индикаторные лампочки ЛЗ-Л8. Потенциометр R8 регулирует скорость их переключения.

Самодельные ИА 73116710
Генератор случайных сигналов

Ваш прибор готов: теперь вы можете приступать к проверке рефлексов у себя, у друзей, у того парня, которого решили взять в школьную футбольную команду вратарем.


Последний раз редактировалось: Gudleifr (Пт Апр 12, 2024 1:59 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Gudleifr
Gudleifr
Admin

Сообщения : 3245
Дата регистрации : 2017-03-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Самодельные ИА Empty Re: Самодельные ИА

Сообщение автор Gudleifr Пт Авг 28, 2020 11:30 am

ГОРИЗОНТЫ ТЕХНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5/72
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "ОХОТА НА ЗАЙЦЕВ"
АДАМ СЛОДОВЫ

Развитие идеи Самодельные ИА Leaf10ТЕМА #59, АБЗАЦ #593Самодельные ИА Leaf10

Сегодня мы предлагаем вам, ребята, поиграть с друзьями в интересную, настольную игру. Давайте, построим небольшой тир, который позволит поупражняться в стрельбе в подвижную цель. Пусть ваши родители не беспокоятся - тир совершенно безопасен, а каждый меткий "выстрел" регистрируется на диске небольшой точкой.

Общий вид "игрушечного" тира показан на рис.1. На подвижном диске наклеены вырезанные из бумаги зайцы. При нажатии на спусковой крючок острие карандаша, закрепленного на специальном рычаге, ударяет в цель.

Самодельные ИА 72051610

Ребята, вы наверное, знаете, что настоящие охотники никогда не стреляют в зайцев пулями. Они стреляют дробью из охотничьего двуствольного ружья. Поэтому желательно, чтобы и вы сделали себе двустволку. Намного проще изготовить ружье с одним стволом из любой трубки или даже из круглой палки.

Ружье, показанное на рис.1, состоит из приклада 1, ложи 2, ствола 3 и спуска 4. Собранное ружье крепится к кронштейну 5, прибитому к подвижной планке 6.

Горизонтальная планка 6 перемещается в горизонтальной и вертикальной плоскостях, так как она подвешена на подвижном шарнире 7, который состоит из двух фанерных пластинок 7-a и 7-b, прибитых к деревянному бруску 7-c. Вертикальное отверстие, просверленное в бруске 7-c, служит для крепления шарнира на большом гвозде 7-d, вбитом в доску основания 8 снизу. Благодаря такому шарниру планка 6 "качается" в вертикальной плоскости на гвозде 6-a. Одновременно весь шарнир 7 (вместе с планкой и ружьем) поворачивается вокруг гвоздя 7-d, что позволяет прицеливаться по горизонтали.

На переднем конце планки 6 находится рычаг 9 с прикрепленным кусочком карандаша 10. Перед выстрелом рычаг 9 опущен и зацеплен крючком 11, соединенным шнурком или нейлоновой жилкой (леской) 12 со спуском 4. При спуске курка крючок 11 отпускает рычаг 9 и карандаш 10 ударяет в диск 12. Следует так отрегулировать положение карандаша 10, чтобы он ударял в диск точно в точке, которая лежит на линии прицела, соединяющей "мушку" 3-a с "прорезью прицела" 3-b (на рисунке она обозначена пунктирной линией).

Приклад 1 ружья вырежьте из фанеры толщиной 6мм, ложу 2 - из деревянной планки прямоугольного сечения. В планке нужно сделать вертикальную прорезь, в которую снизу будут вставлены части приклада 1-a и 1-b. Ствол 3 сделайте из трубки или круглой палки и прикрепите его к ложе 2 двумя узкими металлическими лентами 2-a и 2-b. "Прорезь прицепа" 3-b, вырезанную из металлической пластинки, вдвиньте под ленту 2-a. "Мушка" 3-a - это гвоздик со шляпкой, опиленной в виде небольшого шарика.

Спусковой крючок 4 вырежьте из толстой алюминиевой пластинки и закрепите его в прорези ложи 2 с помощью проволоки или гвоздика 4-a.

Фанерный диск 12 прибейте к основанию 8. На диске закрепите две вертикальные проволочные обоймы, в которых будет передвигаться черная картонная лента с наклеенными зайцами, вырезанными из белой бумаги. Нарисуйте и вырежьте 10-20 зайцев, чтобы каждый участник игры мог взять свои охотничьи трофеи.

Особенно старательно нужно изготовить "ударный" механизм, т.е. рычаг с карандашом.

Рычаг 9 (рис.2) советуем изогнуть из велосипедной спицы. Его горизонтальный участок должен проходить через отверстие, просверленное в планке 6. На рис.2 показан вид рычага сбоку, а на рис.3 - вид спереди (со стороны переднего конца планки 6). Нижний конец рычага заканчивается крючком 9-a, служащим для зацепа тонкой резинки 9-b, которая амортизирует удары рычага и оттягивает карандаш 10 после "выстрела".

Положение крючка-зацепа 11, прикрепленного сбоку к планке 6, фиксируется гвоздиком 11-a, а его опускание производится резинкой 11-b.

Рис.4 объясняет положение рычага 9 перед "выстрелом".

Чтобы игра была более интересной к передней части основания, прибейте кронштейн, в котором будет вращаться ось подвижного диска (рис.5) с зайцами. Подвижный диск сделайте из толстого картона или тонкой древесноволокнистой плиты. Диск  можно вращать вручную или с помощью миниатюрного электродвигателя, применяемого для механических игрушек.

Самодельные ИА 72051710

Ребята, вы конечно, можете многое изменить в этой игре, например форму ружья, устройство ударного механизма или диска.

Мы даем лишь общие указания.

Может быть, вы разработаете более оригинальный проект настольного тира.

Желаем метких "выстрелов" на охоте!


Последний раз редактировалось: Gudleifr (Пт Апр 12, 2024 2:02 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Gudleifr
Gudleifr
Admin

Сообщения : 3245
Дата регистрации : 2017-03-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Самодельные ИА Empty Re: Самодельные ИА

Сообщение автор Gudleifr Сб Май 20, 2023 12:24 am

Жутко перетяжеленные самоделки

ЮТ ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК 9/85
ИДУ НА ТАРАН
В.ХВАСТИН
Рисунки М.СИМАКОВА

Самодельные ИА Upr85010

Как стрела из тугого лука, перехватчик рванулся к цели. Его тяжелый обтекатель скользнул по килю самолета противника. Таран - грозное оружие! Вот самолет переворачивается и падает на землю, а пилот катапультируется, медленно приземляется на парашюте-дельтаплане...

Как вы уже догадались, мы описали эпизод интересной игры, в которой модели самолетов перемещаются по натянутым лескам. Она не так проста, как кажется. Ведь в условной зоне может появиться не один самолет противника, а несколько. Одному перехватчику с ними не справиться. Поэтому и в вашем распоряжении их несколько. Управляют ими с командного пульта КПП. Такой же пульт управления и у самолетов вашего товарища по игре - пульт мишеней КПМ. Итак, две противоборствующие стороны: оператор наведения перехватчиков - это ты и твой товарищ - оператор управления мишенями. Кто победит? Победит тот, кто выполнит поставленную задачу. Либо прорвется в зону, либо собьет все неприятельские самолеты.

Прежде чем браться за изготовление игры, познакомим вас с ее "механикой". Посмотрите на схему игровой площадки. Пульт КПП похож на большую раскрытую книгу с изменяемым наклоном половинок его корпуса.. Старт каждой модели-перехватчика осуществляется при помощи клавиши, резинового жгута-катапульты и лески, натянутой по боевому курсу от пульта к ролику, закрепленному на противоположной стене. К противоположному концу лески привязан тяжелый груз- он поддерживает ее в натянутом состоянии. От пульта отходят несколько лесок. Они параллельны и идут вверх.

Пульт КПМ располагается рядом с пультом КПП. Но в отличие от последнего имеет дистанционное управление запуском моделей. Модели-мишени также скользят по лескам, но сверху вниз. Устройство КПМ поясняет "Схема дистанционного управления" на нашем рисунке. Концы лесок, по которым перемещаются мишени, крепятся на стене или специальной стойке, они проходят чуть ниже лесок, по которым перемещаются модели перехватчиков. Можно заранее отработать несколько вариантов с углами наклонов КПП и КПМ - это позволит изменять условия игры. Нетрудно догадаться, что в игре мишени правого фланга атакуются перехватчиками, стартующими с правой стороны КПП, и наоборот. Обтекатель перехватчика должен сверху задевать киль модели-мишени своего фланга в точках пересечения лесок. Поэтому советуем заранее пронумеровать модели перехватчиков и мишеней - тогда легче будет ориентироваться.

Самодельные ИА Upr85011

А теперь сравним модели противоборствующих сторон. Фюзеляжи, кили, стабилизаторы и турбины у них одинаковые. А вот крылья разные. У моделей-перехватчиков они отведены назад. А у модели-мишени они расправлены во всю ширину. Вы заметили, конечно, что у всех моделей по два киля - сверху и снизу. У наших моделей нижний киль служит упором для катапульты.

У моделей, предназначенных для нашей игры, высокая прочность. Фюзеляж (дет.1 ) выполнен из фанеры толщиной 5-6мм. Крылья тоже фанерные - толщиной 2-3мм. Крылья составляют целое с верхними кожухами турбин и стабилизаторами (дет.2 и 9). Из фанеры такой же толщины выпиливаются боковые и нижние стенки кожухов турбин и три шпангоута, усиливающие их (дет.3, 4, 5, 6, 7 и 8 ). Манекен летчика на дельтаплане (дет.11) проще всего изготовить из плотного картона.

Основное требование для всех моделей - точная подгонка и плотнее соединение деталей. От того, как вы выполните соединительные вырезы-пазы, зависит прочность моделей. Чтобы не ошибиться при сборке, внимательно рассмотрите их на рисунках. Обратите внимание: передним кромкам крыльев, стабилизаторов и килей необходимо придать клинообразный профиль. Тщательно снимите заусенцы. На воздухозаборниках и соплах турбин после сборки снимите фаски.

Для ведения воздушного боя потребуется 4 звена - по три модели в каждом. Вот почему мы решили упростить их изготовление, то есть унифицировать детали. Чтобы получить одинаковые заготовки, советуем поступить так. Контуры деталей на рисунке увеличьте по клеточкам в два раза. Начертите и вырежьте из плотной бумаги шаблоны. Положите их на лист фанеры, обведите карандашом и выпилите лобзиком. Пилить каждую заготовку надо не по линии контура, а с припуском, оставляя контурную линию нетронутой. Попробуйте соединить детали без чистовой обработки. В тех местах, где "заедает", необходимо произвести подгонку по месту. Она производится вручную с помощью напильника и наждачной бумаги. Если детали соединяются неплотно, надо сделать другие, учтя ошибки.

Проверенные в сборке фанерные детали положите на лист жести и, обведя шилом или чертилкой, вырежьте их. Снимите заусенцы. Получились шаблоны - точные копии фанерных деталей. Эти шаблоны облегчат тиражирование деталей для изготовления одинаковых моделей.

На примере шпангоута 8 поясним, как это делается. На каждую модель нужно изготовить по шпангоуту. Значит, потребуется выпилить их двенадцать штук. Материал - фанера толщиной 2-3мм. Карандашом обводим шаблон на листе фанеры двенадцать раз. Следим за экономным расходованием материала. Учтите, контурные линии не должны пересекаться. Выпиливаем заготовки так, чтобы линии нигде не пересекались, а пилка не заходила за линию контура. На заготовках сделаем отметку "верх". Сложим заготовки стопкой, положив сверху жестяной шаблон. Припуски на обработку деталей образовали вокруг, шаблона "рамку". Зажмем струбциной всю стопку, не забывая совместить отметки "верх". На сверлильном станке просверлим два отверстия диаметром 5.2мм (их называют технологическими, они нисколько не снижают прочность и в дальнейшем будут оклеены цветной бумагой). Теперь соединим шаблоны между собой, зажав их струбциной. Просверлим идентичные отверстия и во втором шаблоне. Снимем заусенцы. Снова соберем стопку заготовок, зажав ее сверху и снизу между шаблонами. Соединим стопку винтами и гайками М5. В таком виде стопку легче обрабатывать напильником. Закончив обработку, гайки отверните, а винты выньте. Первая партия деталей готова.

Таким же способом тиражируются остальные детали.

Окончательную сборку моделей проведите на верстаке со слесарными тисками. Они заменят вам стапель.

Соединения фюзеляжа и крыльев показаны на рисунке. Одна деталь вдвигается в другую, образуя крест. Верхний, большой киль зажмите в тисках, плотно прижав соединенные с фюзеляжем крылья к губкам. Между деталями образуется прямой угол. Теперь поставьте ребра жесткости - шпангоуты (дет.3 и 8 ) с упором в деталь 2. Проверьте по рисунку правильность установки и после этого проклейте стыки эпоксидной смолой. Получился каркас самолета. Присоединенные к нему кожухи турбин придадут модели объемную форму.

При сборке модели мишени в фюзеляже необходимо предусмотреть люк для пилота и дельтаплана. Для этого нужно срезать кронштейн обтекателя, как показано на рисунке. Деталь 4 сзади накладывается на шпангоут 3, а спереди упирается в наклонный выступ. Швы смазываются эпоксидным клеем.

Теперь приступим к регулировке моделей. Свинцовыми пластинами утяжелим обтекатель модели перехватчика. А в нижней части фюзеляжа закрепим два проволочных подшипника, напоминающих спираль. По ним модель будет легко скользить по натянутой леске, но не соскочит от удара по мишени.

В верхней части фюзеляжа модели мишени закрепите два проволочных подшипника-крючка. После точного попадания они позволят соскочить модели-мишени с лески.

Самодельные ИА Upr85012

Теперь поговорим о работе пультов. При нажатии клавиши "Пуск" нижний киль модели (это может быть модель перехватчика или мишени) приподнимается над стопором, и она стартует под действием резиновой катапульты или собственного веса. В нашей игре оператор перехватчиков с КПП запускает модели при помощи резиновых катапульт. Однако лески можно закрепить таким образом, что модели-перехватчики, как и модели-мишени, будут "скатываться" под уклон.

Манекен летчика и дельтаплан, как мы уже говорили, убираются внутрь фюзеляжа модели-мишени. Резиновая нить-оттяжка удерживает упругие крылья дельтаплана в люке в сложенном виде. При точном попадании в мишень манекен летчика выбрасывается из люка и резинка расправляет крылья дельтаплана.

Чтобы модели были более заметные, их необходимо оклеить цветной бумагой. Сначала они полностью оклеиваются бумагой светло-зеленого цвета. Сверху на нее наклеиваются бумажные заготовки белого цвета. И наконец, на них наклеиваются небольшие бумажные заготовки зеленого цвета. Клеить бумагу лучше всего клеем ПВА или мучным клейстером. После высыхания бумага натягивается и становится гладкой. Твердым карандашом нарисуйте листы и мелкие детали обшивки.

Сложнее покрасить модели водостойкими красками кисточкой или пульверизатором. Наносить пятна на основной цвет лучше с помощью трафарета.

Перед началом игры операторы должны войти в форму, или, как говорят профессионалы, "вчитаться" в ситуацию. Оператор КПМ запускает самолеты и при этом подсказывает оператору КПП начало старта и номер стартующей модели. Такая предварительная тренировка необходима для отрабатывания навыков ведения воздушного боя.

ЮТ ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК 9/85
МОРСКОЙ БОЙ
В.ХВАСТИН, инженер
Рисунки автора и М.СИМАКОВА

Самодельные ИА Mb850910

В #5 за этот год мы познакомили вас с увлекательной игрой "Иду на таран". А сегодня предлагаем новую, в которой действия разворачиваются не в воздухе, а на небольшом открытом водоеме. Модель линейного корабля - мишень. Она плывет не строго по прямой, а маневрирует то вправо, то влево, управляемая ветром. Нелегко попасть в нее скоростной, но неуправляемой торпедой. Но попасть все-таки можно. Есть у линкора две уязвимые точки на броневых плитах. Они помечены буквами А и В. От прямого попадания раздается взрыв, на воздух взлетают орудийная башня и мачта, на палубе возникает пожар. Линкор опрокидывается килем вверх, он побежден.

Познакомимся с тем, как же имитируются взрыв и пожар на корабле. Если торпеда попадает в плиту А, она немного поворачивается относительно горизонтальной оси и освобождает упругуго пластинку. Пластинка ударяет полубаку-резонатору, имитируя звук взрыва. В то же время открывается клапан, в трюм начинает поступать вода, а через выходное отверстие на палубе выходит воздух. Он и заставляет колебаться узкие ленточки тонкой цветной лавсановой пленки, укрепленные по периметру отверстия. Так создается иллюзия пожара на корабле. Если торпеда попадает в плиту В, то срабатывает механизм кормового клапана. Под действием пружины в воздух взлетят орудийная башня и мачта. От корабля они не отлетят, потому что закреплены на проволочном погоне.

Самодельные ИА Upr85013

Займемся постройкой корпуса модели. Материал для работы - сухая прямослойная древесина или плотный пенопласт. Выстругайте заготовки таких размеров: #1 - 640*110*25мм, #2 - 615*110*25мм, #3 - 250*60*10мм. Все заготовки хорошенько опилите напильником. На плоскостях проведите оси симметрии, или диаметральные плоскости ДП. На нашем рисунке найдите (см. проекция "Палуба") контуры шаблонов #1-3. Увеличьте их до размеров заготовок.

На заготовку #1 наложите шаблон #1 и обведите карандашом, не забывая об углублениях для плит-мишеней А и В. Лишний материал и фаску по периметру днища детали #1 снимите рубанком и напильником. То же самое проделайте с деталями #2 и 3.

Следующий этап работы - выпиливание полостей внутри заготовок #1 и 2, они образуют два трюма разного объема.

Далее выпилите заготовку "Днище". Просверлите в ней отверстия, как показано на рисунке. Эта заготовка закроет носовой трюм снизу. На листе фанеры обведите карандашом деталь #2 по периметру. Выпилите ее лобзиком. Эта заготовка будет служить палубой. Совместите ее с деталью #3 по носовым обводам и ДП. Теперь аккуратно просверлите в этих деталях отверстия под круглые гнезда носового и кормового воздушных клапанов и резонаторы. Разъедините детали и, пользуясь деталью #3 как шаблоном, обведите ее контуры чертилкой на листе жести толщиной 0.5мм. Только отверстия резонаторов размечать не нужно. Жестяная заготовка будет служить верхней частью полубака. Отложите ее пока в сторону. Сложите стопкой все заготовки корпуса, совместив по ДП, и стяните их струбцинами. Пилой по металлу пропилите вертикальный паз длиной 35мм для установки пластины форштевня. Снимите струбцины, склейте детали эпоксидной смолой.

По разверткам, взятым с рисунка, сделайте из жести обтекатель сдвоенного руля, поворотное перо руля, форштевень, ограждение и кронштейн винтов.

Из упругой проволоки диам. 2мм согните каркас авторулевого, который состоит из пера руля, баллера, румпеля И флюгера. Из тонкой жести вырежьте флюгер. Полусферические воздушные клапаны из половинок шариков от пинг-понга залейте эпоксидной смолой. Гнезда клапанов в палубе корпуса и полубака раззенкуйте сверлом большого диаметра. Для плотного соединения клапанов с палубой приготовьте из резины кольцевые прокладки.


Самодельные ИА Upr85014

Для игры нам потребуются три одинаковые торпеды. Корпус для каждой - отрезок алюминиевой трубки. Носовые бобышки вырежьте из пенопласта. В них вклейте крючки резиномоторов. Кормовые бобышки вырежьте из жести. Они имеют форму гребных винтов, лопасти которых наклонены в противоположные стороны.

В трубах торпедного аппарата предусмотрены штоки с толкателями в виде поршней. До выхода торпеды из торпедного аппарата они удерживают ее внутри корпуса. Если нажать на спусковую клавишу, крестовина ударяет по задней части торпедного аппарата и освобождает торпеду.

Для торпедного аппарата подойдут трубки из любого материала. Задняя часть каждой из них усиливается металлической шайбой, служащей одновременно опорным подшипником для штока. Каждая труба соединена с поворотной платформой и рукоятками торпедного аппарата двумя хомутами из жести. Спусковой механизм прост и состоит из проволочного стопора с клавишей пуска. Фиксирующий конец проволоки входит в отверстие пластины, соединенной через крестовину и шток с толкателем торпеды. Еще Один проволочный стопор предназначен для закручивания резиномотора торпеды. Перед ее пуском стопор вынимается.

Перед началом игры резиномоторы торпед и линкора предварительно закручиваются ручной дрелью. Один из играющих садится за торпедный аппарат, другой запускает модель линкора параллельно берегу на расстоянии 4-5м. Глубина водоема не должна превышать 0.5м, чтобы легче было доставать торпеды и модель. Как только модель войдет в зону стрельбы, можно нажимать на пусковые клавиши. Если упреждение выбрано правильно, торпеды точно попадут в цель.
Gudleifr
Gudleifr
Admin

Сообщения : 3245
Дата регистрации : 2017-03-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Самодельные ИА Empty Re: Самодельные ИА

Сообщение автор Gudleifr Вт Апр 23, 2024 12:10 am

Все-таки я нашел описание обучающей приставки ОПТ-1.

Из:
ТАНКОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ТР-155м и ТР-740м С ОБУЧАЮЩЕЙ ПРИСТАВКОЙ ОПТ-1. 1968

... обучающая приставка ОПТ-1 [разработана] на кафедре #18 Военной академии бронетанковых войск инженер-полковником К.Б.ЗИМИНЫМ.

III, УСТРОЙСТВО ПРИСТАВКИ ОПТ-1
Внешний вид приставки ОПТ-1 в сборе и со снятым кожухом представлен на рис.7 и 8. Весь монтаж прибора осуществлен на его передней панели 2 (см. рис.7). Основу прибора составляет шаговый искатель типа ШИ-50/4, представляющий собой электромагнитный импульсный переключатель, передвигающий контактные щетки ротора при каждом импульсе шагами с одной ламели контактного поля на другую. Привод ротора 14 шагового искателя ШИ-50/4 обратного действия. Это означает, что контактные щетки ротора делают шаг после окончания импульса под действием пружины, которая взводится электромагнитом при поступлении на него импульса. В цепь катушки электромагнита шагового искателя последовательно включается нормально замкнутый головной контакт. Этот контакт имеет механический привод от якоря электромагнита, обеспечивающий его размыкание при срабатывании электромагнита. Шаговый искатель имеет восемь рядов контактных полей по 26 ламелей в каждом. Однако попарно I-V, II-VI. III-VII, IV-VIII ряды составляют четыре круговых контактных поля по 52 ламели в каждом.

Самодельные ИА Opt0710 Самодельные ИА Opt0810
Рис.7. Приставка ОПТ-1: 1 - кожух приставки; 2 - передняя панель; 3 - кадровое окно; 4 - рычаг телефонного ключа; 5 - контрольная лампочка; 6 - индикаторные лампочки; 7 - кнопка "самоход" (имеется только на приставках первых выпусков); 8 - кнопка "кадр"; 9 - программная лента; 10 - программный барабан; 11 - счетчик числа консультаций; 12 - ось барабана; 13 - шаговый искатель ШИ-50/4; 14 - ротор шагового искателя; 15 - гнездовая колодочка разъема РПЗ-30; 16 - съемная ножевая колодочка разъема РПЗ-30; 17 - шланг к разъему ШР-1; 18 - микровыключатель "кадр"; 19 - телефонный ключ; 20 - рамка шторки; 21 - хвостовик; 22 - стойка

Самодельные ИА Opt0910
Рис.8. Приставка ОПТ-1 (вид сзади):
1 - кожух приставки; 2 - разъем ШР-1; 3 - окно номера кадра; 4 - окно счетчика консультаций; 5 - ключ переключения режима работы

Контактные поля шагового искателя монтажным проводом выведены на соответствующие ламели гнездовых колодочек 15 многоканальных разъемов РПЗ-30 (разъем прямоугольный, закрытый, на 30 каналов)...

На ножевых съемных колодочках этих разъемов осуществлен набор кода в соответствии с алгоритмом отрабатываемого упражнения. Набор кода осуществлен перепаем лепестков по определенной схеме... К приставке прилагаются две программы и соответственно этому два комплекта ножевых колодочек. Для правильной установки они снабжены маркировкой, обозначающей номер программы и номер основания разъема, в который они должны устанавливаться.

Ротор шагового искателя жестко соединен с программным барабаном 10 (см. рис.7). Соединение осуществляется конусной муфтой, затягиваемой винтом 12, являющимся одновременно осью барабана. От отворачивания винт стопорится контргайкой. Ось опирается с одной стороны на ротор шагового искателя, а с другой - на стойку 22. Такое соединение обеспечивает необходимую выставку программного барабана относительно ротора шагового искателя и быструю его выемку из приставки.

На барабан надета программная лента 9, на которой нанесены кадры с информацией в соответствии с выполняемым упражнением. При надевании программной ленты ее концы вставляются в прорезь барабана и загибаются. На передней панели 2 (см. рис.7) имеется кадровое окно 3, открывающее одновременно три кадра программной ленты. При каждом шаге ротора шагового искателя происходит смещение ленты на один кадр снизу вверх. Текст нижнего кадра всегда содержит информацию о порядке выполнения очередной операции, среднего - задание (команду) или информацию о только что выполненной операции, а верхнего - о предыдущей.

Между кадровым окошком и программным барабаном размещена подвижная шторка 20, качающаяся на осях и все время поджимаемая вверх пружиной.

Когда приставка работает в режиме контроля, шторка управляется рычагом 4 телефонного ключа 19. При нижнем положении рычага (положение "Работа") шторка занимает верхнее положение и закрывает от обучаемого нижний кадр, содержащий информацию о порядке выполнения очередной операции программы. В случае обращения за консультацией рычаг телефонного ключа переводится вверх ("Консультация") и шторка, перемещаясь вниз, открывает нижний кадр. Привод шторки от рычага телефонного ключа осуществляется с помощью шарнирного соединения шторки с роликом телефонного ключа.

Благодаря такому приводу шторка может удерживаться в нижнем положении независимо от положения рычага телефонного ключа, что необходимо при работе приставки в режиме самообучения или обучения с преподавателем. В этом случае шторка фиксируется в нижнем положении специальным кулачком, который имеет два фиксируемых положения, соответствующих работе приставки в режиме контроля или обучения (самообучения). Перевод кулачка из одного положения в другое в зависимости от режима работы осуществляется специальным ключом 5 (см. рис.8 ), который вставляется в отверстие в кожухе приставки. Ключ входит в ЗИП приставки и должен находиться у инструктора, что исключает для обучаемого возможность самовольного перевода приставки из режима контроля в режим обучения.

На стойке 22 (см. рис.7) закреплен счетчик электрических импульсов 11, который учитывает число обращений обучаемого за консультацией. Счетным механизмом он обращен к смотровому глазку 4 (см. рис.8 ) на тыльной стороне кожуха приставки. Рядом расположен глазок 3, через который просматривается номер выполняемой операции на программной ленте. Поскольку счетчик консультаций не имеет сброса на нуль, на защитном плексигласовом щитке имеется матовая полоска, на которой можно записать карандашом или мелом исходные показания счетчика перед началом занятий.

На лицевой части передней панели приставки смонтировано пять электрических светильников. Четыре из них являются индикаторными и позволяют при обращении за консультацией определить, каким приводом обучаемый действует неверно и каково должно быть правильное его положение.

С этой целью светильники снабжены шильдиками:
"ГФ" - педали главного фрикциона;
"ППТ" - педали подачи топлива;
"КП" - рычага кулисы коробки передач;
"Прив." - остальных приводов управления.

Пятая лампочка "Консультация" является контрольной и сигнализирует об обращении за консультацией.

Там же имеется кнопка 8 (см. рис.7) с надписью "Кадр", при нажатии па которую происходит перемещение барабана на один кадр.

Передняя панель вставляется в кожух и скрепляется с ним винтами. Место соединения уплотнено резиной, приклеенной к кожуху приставки. Точно так же предусмотрено пылестойкое уплотнение вывода электрического кабеля с разъемом типа ШР для подключения приставки в электросхему тренажера.

Приставка транспортируется в деревянном футляре, где помимо приставки, размещается весь ЗИП, прилагаемый к тренажеру.

В рабочем положении приставка закрепляется на специальном кронштейне тренажера в таком положении, что ее передняя панель хорошо просматривается обучаемым как при нижнем, так и при верхнем положении сидения механика-водителя.
Gudleifr
Gudleifr
Admin

Сообщения : 3245
Дата регистрации : 2017-03-29

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения