Роберт Льюис Стивенсон, 188?

Перейти вниз

Роберт Льюис Стивенсон, 188?

Сообщение автор Gudleifr в Ср Июн 14, 2017 8:31 am

Вспомним еще одного классика литературы. Роберта Льюиса Стивенсона. Заметки его пасынка об играх, сыгранных в Давосе (начало 1880-х годов) были опубликованы в 1898 году, вместе с "репортажами с поля боя" из записной книжки Стивенсона (GIF/RAR, 1.0Мб). В глаза сразу бросилось:

1. как и в случае с "Островом сокровищ", новеллизация играла в игре важнейшую роль;
2. правила совершенствовались в процессе игры: от "ряда солдатиков, по которым стреляли шариком", до жутко запутанных и "реалистичных";
3. очевидно, Стивенсон знал о каких-то Kriegsspiele, существовавших до него, но предпочел развивать свои правила практически с нуля, изучая учебники и расспрашивая ветеранов.

Мне кажется, эти три составляющих и по настоящее время представляют основную прелесть игры в солдатики. Другое дело, что подобный подход выглядит до предела инфантильно.
Кроме того, следует учитывать, что подобные воспоминания часто страдают преувеличениями.
***
Тактика "по Стивенсону":

- Маневры частей приближены к реальным: построения в колонны/линии, конное прикрытие, эшелонирование.
- Полк - 4 солдатика. Большие армии - по 30 полков.
- Используется "реалистичная" стрельба. Количество выстрелов пропорционально численности и зависит от снабжения. Оставшиеся без снабжения полки способны только на один выстрел (при обороне).
- От попыток использовать кубик для моделирования морали отказались.
- Большая меткость одного из игроков сводит на нет любые стратегические ухищрения другого. Игроки быстро научились использовать сильные и слабые стороны фигурок, например прятать неустойчивых бойцов за более крепких. Использовались самые разные "снаряды".

Оперативное искусство "по Стивенсону":

- Поле боя - пол комнаты (чердака), разрисованный мелками: горы, реки, города, мосты и дороги двух классов.
- Учитывается все, что приходит в голову: наведение переправ и разрушение мостов, укрепление лагерей, оборона городов, влияние погоды на перемещение разных подразделений... Были даже попытки учитывать санитарные потери на неблагоприятной местности (от них быстро отказались).
- Запасы возятся на телегах - по 20 единиц (пустые телеги надо было возвращать назад). Единица обеспечивает полк на один ход. Не считая артиллерии. Понятно, эти обозы уязвимы для вражеских рейдов.
- Изначальное расположение врага неизвестно (используются нумерованные карточки) вместо солдатиков. Первая дюжина ходов игры обычно посвящена тому, чтобы кавалеристы-разведчики хоть как-то его вскрыли. Точные же данные становятся известными только после начала стрельбы (но и тогда хитрый противник может стрелять не всеми, чтобы не показать своей полной силы).
- Стивенсон не зачитывал свои "репортажи" сразу по написанию, чтобы не рассекретить свои планы.
- В "репортажах" упоминается множество генералов - отдельных солдатиков, командующих армиями, и, вроде бы, сражающихся по немного другим правилам. По-моему их нельзя просто так убить. Эти генералы вели свои колонны по разным оперативным направлениям (дорогам), стараясь захватить ключевые населенные пункты.
***
Эти три свойства - беллетризация, постепенное развитие домашних правил по ходу игры и обилие неподкрепленных слухов о "всамделишных" правилах - свойственны и большинству самодельных правил "после Уэллса".
Например, в советские времена игры проходили почти так же, как у Стивенсона, за редкими исключениями.

- Вместо "оперативной части", наши пацаны предпочитали усложнять ритуал подготовки к игре: дележ солдатиков, полевую фортификацию, проработку сценария.
- Вместо генералов чаще использовалась система героев/любимчиков, для которых придумывали особые правила.

Но эти особенности лишь подчеркивали вышеперечисленные "три пункта":
- Описание всяческих "слабыми ручонками братишка выбросил шесть очков, и всем своим оловянным сердцем солдатик понял, что отступать некуда", неизменно выжимает скупую мужскую слезу у "солдатистов".
- Простейшие комбинации, вроде, обычная пушка стреляет один раз, а "Катюша" - три, или кавалерия имеет +1 к атаке, или командир перед рукопашной может один раз выстрелить... со временем приобретают настолько сакральный смысл, что человек начинает подгонять правила под эти "аксиомы".
- Не найдя "первоисточников", "солдатисты" постепенно уверились, что "наш путь" - самый правильный, патриотический и единственно верный... Редкие попытки добавить реалистичности сводятся к "реконструкции"...

Это все зашло настолько далеко, что "военная составляющая" детских игр практически стерлась из памяти большинства "солдатистов".
avatar
Gudleifr
Admin

Сообщения : 892
Дата регистрации : 2017-03-29

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения